Главная / Новости / Заплатим за ремонт дорог?

Заплатим за ремонт дорог?

Глава "Росавтодора" подтвердил, что система взимания платы в счет возмещения вреда федеральным трассам грузовиками массой свыше 12 т. должна заработать в конце 2015 года. Газета "Известия" и портал "Квадрат" постарались выяснить, как относятся к нововведению автоперевозчики. Как пишут "Известия", при разработке проекта учитывалось мнение перевозчиков и, "как ни странно, не все представители бизнеса относятся к этой идее отрицательно". А портал "Квадрат" предоставил слово тому самому перевозчику, который видит больше минусов, чем плюсов, в "новом налоге".

По статистике, пишут "Известия" проезд одного грузовика весом более 12 т наносит дороге ущерб, сопоставимый с проездом 60 тыс. легковушек. «Именно на такие грузовики приходится 56% от общего размера вреда федеральным дорогам, — говорит заместитель руководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов. — Их доля в транспортном потоке составляет порядка 17% — то есть около 1,5 миллиона машин, причем это количество ежегодно увеличивается».

Справедливо, что платить за ремонт дорог должны те, кто больше всего их разрушает, зарабатывая на перевозках. В основе системы будет заложен принцип, который уже несколько десятков лет успешно действует в зарубежных странах — в Германии, Австрии, Чехии, Швейцарии.

Предварительный тариф уже известен — 3,73 рубля за километр. При его расчете подсчитали общий годовой размер ущерба дорогам от 12-тонников и получили цифру — 180 млрд рублей. Из нее вычли суммы акцизов и транспортного налога, а потом определили годовой совокупный пробег данных транспортных средств. Затем поделили размер вреда на годовой пробег и вывели тариф. Эти деньги будут направляться в Федеральный дорожный фонд, из которого финансируются ремонт и содержание дорог.

Естественно, при разработке проекта учитывалось мнение самих перевозчиков. «Внедрению подобных инициатив в обязательном порядке предшествует экономическая оценка Минэкономразвития с привлечением экспертного сообщества, — рассказывает начальник ФКУ «Дороги России» Иван Григорович.

— К обсуждению этого проекта мы приглашали крупнейшие компании-производители (КамАЗ) и перевозчиков (Ассоциацию международных автомобильных перевозчиков, Российский автотранспортный союз)».

Как ни странно, но не все представители бизнеса отнеслись к этой идее отрицательно. «Мы воспринимаем введение платных дорог как прогрессивную и положительную меру, — сообщил директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Андрей Попов. — Все логично: перевозчик платит за проезд, за свой груз и вес, а взамен получает качественные дороги, построенные по международным стандартам. На наш взгляд, именно плата за проезд позволит решить одну из давних российских проблем — качество дорог».

Сегодня многие компании входят в качестве инвесторов в инфраструктурные проекты, особенно активно они реализуются в столичном регионе. Причина проста — дефицит дорог и спрос на капвложения.

«Где-то ведь деньги на дороги надо брать. Перевозчики готовы заплатить, но они должны понимать, что эти средства пойдут именно на улучшение транспортной инфраструктуры, которой они сами пользуются», — комментирует член Общественной палаты РФ, председатель совета директоров ГК «РУСКОМПОЗИТ» Сергей Фахретдинов.

Новая технология взимания платы полностью автоматизирована: в ней не участвуют люди и наличные деньги, а следовательно, отсутствуют и возможности для коррупционных схем или «откатов». «Никаких пропусков никто не выдает, система носит открытый характер, и в ней нет персонала, который мог бы создавать кому-то «особые условия» и освобождать от взимания платы», — подчеркивает Дмитрий Прончатов.

После того как оператор системы вносит грузовик в базу и выдает бортовое устройство, его хозяин открывает счет и периодически пополняет его.

Устройство с помощью ГЛОНАСС/GPS определяет координаты автомобиля и фиксирует его номера, а координаты передаются в Центр обработки данных, где и определяется размер оплаты.

Списание средств со счета владельца происходит раз в сутки.

Кстати, иностранные перевозчики будут оплачивать проезд на тех же условиях. Как отмечают транспортники, такой современной системы оплаты нет ни в одной стране мира.

Для нарушителей правил предусмотрены совсем не маленькие штрафы: от 5 тыс. до 450 тыс. рублей.

Инициатива дорожников вызывает много споров: на форумах некоторые автомобилисты сомневаются, что взимание дополнительной платы с «массивных» грузовиков изменит качество федеральных дорог, а вот на стоимости продовольствия, которое они перевозят, может отразиться.

Но эксперты успокаивают на этот счет: «12-тонники не принято использовать для перевозки предметов первой необходимости. Доля товаров, перевозимых такими машинами, минимальна — только 3,8% от общего количества грузоперевозок».

Кроме того, основная транспортировка продовольственных товаров идет по дорогам регионального значения и приходится на менее габаритный транспорт. «Поэтому конечный потребитель на практике не должен ощутить на себе значимые негативные последствия, — уверен Иван Григорович. — Хотя незначительные колебания цены все же возможны, но будут минимальными: по предварительным расчетам, не более 0,3%, и только в первый год с момента ее введения».

Не должно сильно отразиться введение системы «пользователь платит» и на экономике автоперевозчиков, а в отдаленной перспективе даже принесет ей пользу, ведь дорожная отрасль получит дополнительное финансирование, а значит, улучшиться качество трасс и инфраструктуры и компании смогут экономить на издержках, связанных с перевозкой. «Переход к этой системе позволяет уйти от таких социально несправедливых схем, как увеличение транспортного налога без дифференцированного подхода к водителям», — считает начальник Управления правового обеспечения и проектов государственно-частного партнерства Росавтодора Елена Семенова.

Надо отметить, что нововведение не коснется социально значимых видов перевозок — от оплаты будет освобожден общественный транспорт, а также спецтранспорт — пожарные, полиция, скорая помощь, МЧС.

И, конечно, разработчики очень рассчитывают на то, что средства, полученные от внедрения этой системы, позволят привести федеральные трассы в надлежащее состояние, и даже называют сроки — приведение всех федеральных дорог к нормативам до 2019 года.

«Многолетнее недофинансирование работ по содержанию, ремонту и строительству дорог затрудняет внедрение инноваций в этой отрасли, — убежден Сергей Фахретдинов. — Меры, которые предпринимаются сегодня, — создание дорожных фондов и введение платы — уже через четыре года помогут привести федеральные трассы в нормальное состояние».